Узоры сине белого цвета

Узоры сине белого цвета

Метки

Рубрики

  • Лирика (1564)
  • Кулинарная копилка (1301)
  • Наше здоровье: красота души и тела (997)
  • Шиповник (10)
  • Вишневая нотка (7)
  • Сиреневая нотка (6)
  • Нотка куркумы (6)
  • Лимонная нотка (6)
  • Мандариновая нотка (6)
  • Малиновая нотка (6)
  • Лавровая нотка (6)
  • Виноградная нотка (5)
  • Розмариновая нотка (5)
  • Лавандовая нотка (5)
  • Облепиховая нотка (4)
  • Луковая нотка (4)
  • Морковная нотка (4)
  • Апельсиновая нотка (4)
  • Кабачковая нотка (3)
  • Шалфейная нотка (3)
  • Черничная нотка (3)
  • Подорожник (3)
  • Касторовое масло (3)
  • Персиковая нотка (3)
  • Яблоневая нотка (3)
  • Амарантовая нотка (3)
  • Кизиловая нотка (2)
  • Миртовая нотка (2)
  • Мумиё (2)
  • Коричная нотка (1)
  • Проза (630)
  • Природа и путешествия (614)
  • Все о кошках (431)
  • Притчи и легенды (358)
  • Интересное (272)
  • Полезные советы (239)
  • Музыка (202)
  • Любовь и верность, честь и слава (195)
  • Мой Питер (156)
  • Модные штучки (125)
  • Домашний кинотеатр (113)
  • Новый Год (108)
  • Любимое из детства (69)
  • Шпаргалка по русскому (57)
  • Искусство (51)
  • Я помню, я горжусь (43)
  • Чудеса света (20)
  • Французский секрет (4)

Музыка

Настольные игры онлайн

Конвертер видеоссылок

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Среда, 15 Августа 2012 г. 23:27 + в цитатник

У России есть свои незыблемые традиции, которые хранятся многие десятилетия и передаются от поколения к поколению. Гжель — это один из таких традиционных российских центров по производству фарфора и керамики высочайшего качества. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу.

Гжель… Это слово вызывает ассоциацию с чем-то русско-народным, светлым и сказочным. И не зря – эта узнаваемая роспись синей краской по белому фарфору появилась некогда именно в России. Гжель привносит в дом чистоту и легкость, простую изысканность, дышащую историей и традиционностью. Небольшая статуэтка способна украсить собой полку для книг или даже такой прозаический предмет как тумбочку под телевизор. Каждое изделие – это произведение искусства, уникальное и неповторимое.

Вначале это была посуда – кружки, тарелки, квасники, молочники, перечницы и солонки, масленки, кувшины, затем появились статуэтки и предметы обихода – шкатулки, подсвечники, письменные и туалетные приборы и другие.

Как и сотни лет назад, великолепная посуда восхищает тонким белоснежным фарфором и диковинными бутонами цветов. Чуть было не утраченные в XIX веке традиции гжельского промысла в середине XX века были возвращены, а сегодня высокохудожественный фарфор с традиционной подглазурной росписью пользуется огромным спросом в России, в ближнем и дальнем зарубежье.

Гжель — старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области,в 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» — всё это слова из лексикона стародревних гончаров, ведь в этих местах располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Гончарное дело всегда развивалось там, где были глины. Так и Гжельский промысел появился на Гжельско-Кудиновском глиняном месторождении.

Из глин, добываемых на этой территории, можно изготовлять все, начиная от кирпича, заканчивая фарфором. Именно эти глины и послужили основой для развития керамического производства, возникшего на этой земле еще в 4 веке до н.э.. Первые упоминания о местности встречаются в духовной грамоте Ивана Калиты. Позднее во всех духовных грамотах великих князей Гжель описывается как центр керамического производства страны, поставщик Царева Двора богатый сырьем отменного качества.

Гжельские умельцы находились в непрерывном поиске новых технологий, форм, декора. До 14 века гжельские мастера занимались производством лишь кирпича и гончарной посуды. В 17 веке начали изготавливать поливную посуду и игрушки, а ближе к концу 17 века научились делать и «муравленую» посуду. Чернолощеная керамика – глиняные изделия черного цвета, получаемые в результате «копчения» в опилках и последующего «лощения» до блеска. Муравленая посуда представляет собой глиняные изделия, покрытые глазурью, как правило, зеленоватого или коричневого цвета. Такая посуда имеет свойство не пропускать воду.

На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины 18 века Гжель прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали.

В Гжели трудилось немало мастеров, прошедших обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Владея большим опытом гончарного дела, дополнив его новыми навыками, гжельские умельцы быстро научились изготовлению майолики и начали выпускать подобные изделия у себя. Они делали нарядную посуду, декоративные квасники, кумганы, рукомои, кружки-шутихи, блюда, тарелки и много другой кухонной утвари. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. По обыкновению в центре рисунка располагалась птица, которая потом дополнялась условными деревцами, веточками, реже архитектурными сооружениями.

В 1770 году в Гжели насчитывается около 25 крупных заводов, и это не считая частных мастерских. Гжельские мастера получают даже придворные заказы на выполнение посуды, что свидетельствует об особой популярности гжельского производства.

Знамениты гжельские глины были и в Москве. Царь Алексей Михайлович в 1663 году издал указ об использование гжельской глины в аптекарском производстве. В 1744 году гжельские глины проверяют на пригодность для производства фарфора, для этих целее в Гжель направляют специальную комиссию возглавленную Виноградовым и Гребенщиковым. Образцы глины были отправлены на проверку в Петербург, где и были получены первые образцы фарфоровой массы.

В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет — синей подглизурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия.

К концу 18 века гжельские мастера начинают производить полуфаянс, и он постепенно вытесняет майолику. Меняется и сама роспись изделий, цветная роспись сменяется одноцветными узорами кобальтом. На этом момент в Гжели работает уже около 50 фабрик, наступает период расцвета гжельского промысла. Посуда получает известность по всей стране, ее вывозят даже в Среднюю Азию.

К середине 19 века гжельские фабрики вовсю производят фаянсовую посуду. Появляются целые династии фабрикантов. Такие фамилии как Дунашовы, Кудиновы, Марковы, Кузнецовы определяют некий творческий облик Гжели в период расцвета ее производства. Изделия, выпускаемые заводами Кузнецова, конкурировали даже с майсенским фарфором. Однако с развитием капитализма в стране, наступил промышленный кризис, народное искусство начало исчезать и на границе 19-20 веков исчезло полностью. Возрождаться народный промысел начал лишь в послевоенные годы. Возрождением народного искусства занялся Александр Борисович Салтыков.

Именно он с группой московских художников занимался разработкой методики художественной росписи. Благоприятно на восстановлении Гжели повлияло и сотрудничество Салтыкова с художницей Бессарабовой.

Более 10 лет потребовалось Бессарабовой, что бы восстановить секреты былой росписи Гжели. В 70-80 годы начинается период восстановления Гжели. Создается объединение «Гжель», ставшее керамическим центром России.

Читайте также:  Как выровнять угол фундамента

В 1992 году «Гжель» является единственным предприятием НХП в Гжельском районе. В то время ни кто даже и не думает о выпуске художественного фарфора, поскольку производство находится под охраной государства. Целые 50 лет объединение «Гжель» формирует свой индивидуальный художественный стиль, совершенствует и рекламирует свою продукцию, формирует рынок сбыта.

Гжельский фарфор со своей характерной росписью в сине-белых тонах, пользуется спросом не только в нашей стране, за рубежом он также известен. Фирменные магазины работают в Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, Париже.

Процесс изготовления этих эксклюзивных изделий не прост, как может показаться на первый взгляд Это достаточно тонкий производственный процесс, который похож больше на искусство. Гжельские изделия настолько красивы и уникальны, что их рисуют художники и снимают фотографы самого разного уровня.

Основным сырьём для гжельской продукции служит глина. Её обрабатывают таким образом, что она проявляет свои лучшие качества при создании гжельских изделий. Этот отличная пластичность и огнеупорность. Сам процесс изготовления фарфора, делится на несколько основных этапов. В первую очередь, изготавливаются первоначальные заготовки будущего изделия из гипса. Всё это делается в ручную, при помощи гончарного круга и другом гончарном оборудовании.

На следующем этапе, в готовую гипсовую форму заливается шликер, который принимает форму гипсовой заготовки. После чего происходит предварительный обжиг, он называется утильным. После чего происходит доработка и раскраска изделия.

И вот заключительный этап – окончательный обжиг уже готового изделия, который мастера зовут политым обжигом.

Так рождается настоящее произведение гжельского искусства.

Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль — синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

Эксклюзивная гжельская роспись

Гжельская роспись относится к подглазурному виду росписи, то есть изначально расписывается обожженное глиняное изделие, после чего оно окунается в глазурь и опять отправляется в печь на обжиг, в процессе которого краска (кобальт) меняет свой цвет, а глазурь становится прозрачной.

Традиционными гжельскими рисунками являются трава, листья, злаки, веточки, ягоды, букеты и гирлянды цветов. Прототипами цветов могут служить розы, гвоздики, ромашки, лилии, астры, маки и пионы. Форма всех цветов носит условный характер, представляя собой растительную орнаментальную роспись. Часто на своих изделиях художники изображают известные гжельские сетки — «жемчужинки», «гребенки», «усики» и «капельки».

На белоснежных фарфоровых и майоликовых блюдах можно увидеть диковинных птиц цвета яркого неба, животных, множество прекрасных растительных орнаментов, а также главный излюбленный узор — гжельскую розу.

Сегодня в росписи Гжель используются лишь два основных цвета — белый и синий. Некоторые говорят, что такие цвета были выбраны специально, по цвету ясного неба в России, но думается, что в этом красивом суждении есть только доля правды. Известно, что изначально для росписи использовались яркие зеленые, желтые, красные цвета. Гжель не была предметом роскоши и предназначалась для обычного люда. Расписанная яркими красками посуда украшала дома крестьян и широко использовалась в быту. Но в начале XX века яркие затейливые цветы на блюдах не соответствовали цветовой гамме и геометрии революционных звезд и стягов. Так разноцветные старинные растительные орнаменты и букетики сменила гжельская роза цвета неба и полевых васильков.

Гжельскую розу часто называют и по-другому — агашкой. История этого названия такова. Производством фарфоровых изделий, в том числе и изделий в стиле гжель, широко занимался Дулевский фарворовый завод. Роспись по фарфору в основном выполняли наделенные художественным вкусом простые заводские работницы, из крестьянок. Они чаще всего использовали в росписи растительные орнаменты и природные мотивы — листья, затейливые узоры, диковинные цветы. Многих работниц в ту пору звали именем Агафья — оно было очень модным и распространенным, — отсюда-то и пошло название «агашка».

У гжельских мастеров есть свои секреты, как правильно нарисовать гжельскую розу. Во-первых, в росписи используется техника мазками. Каждый мазок должен отличаться от предыдущего. Здесь главный секрет — это правильное сочетание белой и синей краски и сила нажима на кисть при нанесении краски. Сначала на кисточку густо набирают краску, а потом с разным нажимом прикладывают кисть к изделию, создавая цветок. Первые мазки должны быть самыми сочными, а затем становиться все светлее и светлее. Другой прием — это «мазок с тенями», он считается в росписи самым трудным. Одним движением кисти достигается переход от более насыщенных цветов к более мягким, светлым. При этом широкий мазок сужается и переходит в тоненький острый кончик. Когда гжельская роза готова, ее украшают завитками, листиками или аккуратно наносят на краешки цветка золотистую краску. Кстати, для того чтобы полностью освоить технику мазков, художникам требуется около пяти лет!

Гжельские мастера имеют свои секреты, заключенные в особой технике нанесения мазков: каждый мазок индивидуален и отличается от предыдущего. У каждого мазка и способа его нанесения есть свое определенное название, и, надо признать, таких названий существует немало. Кроме того, при выполнении гжельского рисунка необходимо использовать правильные соотношения синих и белых цветов. Для того чтобы овладеть гжельским мастерством, необходимо потратить не один год и приложить немало кропотливых усилий, а возможно даже пройти через череду неудач, и только после этого становится возможным приобретение истинного мастерства.

В сочетании синего и белого каждый видит что-то свое. Кому-то мерещатся заснеженные вершины, кому-то пенистые волны океана, а кто-то видит в этом сочетании отражение русского неба в зеркале подмосковного озерца.

Чем так привлекателен гжельский фарфор? Почему даже самые отъявленные модники, оказавшись у витрины с великолепной посудой, украшенной сказочными лепестками и бутонами, замирают, очарованные этим невиданным, диковинным чудом? А как пройти равнодушно мимо этого яркого великолепия!?

Хотя в традиционном гжельском рисунке вроде бы и нет особого изыска, он мгновенно приковывает взгляд, и сам того не замечая, начинаешь им самозабвенно любоваться. Скупая на цвет, она не выглядит монотонной. Синяя подглазурная роспись – это гармоничная игра формы и оттенка. Этот цвет завораживает и околдовывает. Прозрачная глазурь добавляет ему приятной насыщенности, а на идеальной белизне фарфора сюжеты, выполненные в технике «Гжель» смотрятся очень контрастно и выразительно.

Гжель – это не просто историческое наследие нашей страны. Это и наша современность. Нежные синие узоры на белой керамике – шедевры на века, искусство, рождаемое чистым сердцем и умелыми руками.

Рубрики: Модные штучки

Метки: история мода

Процитировано 8 раз
Понравилось: 4 пользователям

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Читайте также:  Как сваривают пвх ткань

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу. После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Три мира узоров. Мезенская роспись

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

Читайте также:  Как поменять стекло в алюминиевой раме

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.

Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.

История промысла

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье. Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Цвета гжельской росписи

Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения. Основными цветами являются:

  • белый, используемый для костяного фарфора;
  • цветная майолика;
  • оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим;
  • глухой кобальт.

Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.

Основные цвета

Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.

Выделяются такие группы цветов Гжельской росписи:

  1. Надглазурная цветная роспись, дополняемая золотым и платиновым декором, кобальтовым цветом. Используется для нарядных наборов посуды, сувениров, кувшинов или чайников. Для работы используются яркие краски, надглазурная роспись, известная еще в качестве майолики. Процесс отличается трудоемкостью и сложностью, требующей от художника настоящего мастерства.
  2. Глухой фоновый кобальт подкупает необычным сочетанием изысканности и торжественной роскоши. Фоновая основа представляет собой глазурь темно-синего цвета, для росписи используется надглазурная белая краска, создающая зеркальное отражение традиционной гжели. Цветы и животные из синих становятся белыми, а сам орнамент напоминает сказочные морозные узоры, создающие эффект глубины.
  3. Костяной белый фарфор – это изделия белоснежного цвета без декора или имеющие тонкую платиновую или золотую роспись. Допускается нанесение небольших по площади рисунков и надписей при помощи цветных красок или всех оттенков синего цвета.

Элементы и узоры гжельской росписи

Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, это результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.

Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:

  • сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи;
  • орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;
  • растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;
  • животные (чаще всего это птицы).

Техника выполнения

Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

Ссылка на основную публикацию
Удаление накипи лимонной кислотой в стиральной машине
Многочисленная реклама пугает: если не защищать стиральную машину-автомат от накипи, она быстро выйдет из строя. Для профилактики поломок производители предлагают...
Три четверти это какой диаметр
Важным параметром цилиндрической трубы является её диаметр. Эта величина для водопроводных и газопроводных труб измеряется не в миллиметрах или сантиметрах,...
Трикотажное вязание крючком корзинка для начинающих
Корзинка из трикотажной пряжи — вещь в доме особо полезная. Она может быть большая для грязного белья или детских игрушек,...
Удалить жир с кафельной плитки
Кафель или керамическую плитку не зря выбирают для кухни – в помещении, где регулярно разлетаются жирные брызги, эти материалы незаменимы....
Adblock detector